Поиск:
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИЧИН НАРУШЕНИЯ БАЛАНСА ЭЛЕМЕНТОВ ГАЗОВЫХ ТУРБИН
ИНДИКАТОРОМ МЕХАНИЧЕСКОГО НАПРЯЖЕНИЯ ИН-01М
ИНДИКАТОРОМ МЕХАНИЧЕСКОГО НАПРЯЖЕНИЯ ИН-01М
Монтаж рабочих
колес на вал газовой турбины производится путем запрессовки вала, охлаждаемого
жидким азотом, в ступицы рабочих колес, нагреваемых горячим воздухом. В
результате данной технически сложной сборочной операции между окружностью вала
и ступицей рабочего колеса создается натяг, за счет которого рабочее колесо
надежно удерживается на валу при частоте вращения газовой турбины в десятки
тысяч оборотов в минуту.
При неравномерном натяге во время работы
газотурбинного агрегата возникают вынужденные колебания, которые приводят к
повышенному износу и скорому выходу из строя его узлов.
Поэтому сборка турбины обязательно завершается проведением
испытаний, задача которых состоит в измерении основных технических характеристик агрегата,
параметров колебаний турбины и т.д. В случае
если амплитуда продольных либо поперечных колебаний вала газовой турбины при
испытаниях превышает значения, указанные в нормативно-технической документации,
турбина не допускается к эксплуатации.
На рис.1 приводится пример ротора низкого давления
(РНД), который не прошел испытания из-за наличия значительных поперечных (радиальных)
колебаний вала после планового ремонта, включающего снятие с вала старых рабочих
колес, фрезеровку поверхности вала и установку на него новых рабочих колес.
Рис.1. Ротор низкого давления после замены рабочих
колес
Величина натяга в каждой точке сопряжения деталей турбины
определяет напряженное состояние металла: чем больше
величина натяга, тем выше уровень напряжений металла; чем меньше величина натяга, тем
ниже уровень напряжений металла. Поэтому распределение натяга рабочих колес роторов
низкого давления контролировалось по напряженному состоянию металла в области ступиц рабочих колес,
непосредственно примыкающих к поверхности вала (рис.2).
Рис.2. Ступица рабочего колеса РК-35 РНД-1
Существуют две основные причины формирования
напряженно-деформированного состояния стального изделия: воздействие на него
механических нагрузок и изменение механических свойств металла из-за структурных
или фазовых превращений, отклонений в элементном составе сплава и т.д.
Известно, что структура металла существенно определяет
его физические (в частности, электрические) свойства. Например, изменения
элементного состава и структуры металла приводят к существенному изменению его
электропроводности: увеличение зернистости металла от 10 до 690 единиц в 1 см3
приводит к увеличению удельного электрического сопротивления металла на 10-12%,
которое может быть обнаружено с помощью обычного портативного вихретокового
структуроскопа.
В результате проведенных экспериментальных
исследований совместно с Центральной Лабораторией Судебной Экспертизы РФ были
разработаны и утверждены методические указания по контролю напряженного состояния стальных изделий и определения причин образования областей с повышенным уровнем напряжений, в которых,
наряду с индикаторами механического напряжения ИН-01м, рекомендуется применение
вихретоковых структуроскопов типа ВЭ-26НП (рис.3).
ИН-01м
ВЭ-26НП
Рис.3. Комплекс приборов для выявления
областей с повышенным уровнем напряжений металла и определения причин их образования
Алгоритм определения причин образования областей с повышенным уровнем напряжений металла при проведении судебной экспертизы приводится здесь.
На рис.4-5 показаны результаты контроля напряженного состояния
(индикатором механического напряжения ИН-01м) и удельной электрической
проводимости металла (вихретоковым структуроскопом ВЭ-26НП) ступиц рабочих
колес роторов низкого давления РНД-1 и РНД-2.
Рис.4. Распределение напряжений и удельной
электрической проводимости металла ступицы рабочего колеса РК-35 РНД-1
Рис.5. Распределение напряжений и удельной
электрической проводимости металла ступицы рабочего колеса РК-45 РНД-2
Исходные данные результатов контроля, а также программное обеспечение для их обработки можно скачать здесь.
Индикатором механического напряжения
ИН-01м были выявлены локальные области с повышенным уровнем напряжений металла. При
сопоставлении их месторасположения с результатами вихретоковой структуроскопии
было установлено, что:
1. Повышенное напряженное состояние
металла РНД-2 связано с неточностью расточки вала РНД и ступицы рабочего колеса
РК-45, где электропроводность металла не меняется (рис.5);
2. Напряженное состояние металла РНД-1 связано с
существенными отклонениями в элементном составе сплава рабочего колеса РК-35,
где имеет место локальное повышение удельной электропроводности металла
(рис.4).
По результатам спектрального анализа металла
рабочих колес РНД в областях с повышенным уровнем напряжений и удельной электропроводности
металла в элементном составе сплава были выявлены отклонения от требований ТУ 108.11.847-87 «Заготовки
газотурбинных установок и других изделий из стали марки 26ХН3М2ФАА. Технические условия» по следующим
химическим элементам: Cr (от 5% до
25%), Cu (до 10%), Ni (от
-62% до 10%), Si (до
8.5 раз), V (до 11%), Mn (до 25%) и Мо (до 37%).