Поиск:
КОНТРОЛЬ МЕХАНИЧЕСКИХ НАПРЯЖЕНИЙ МЕТАЛЛА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ
РЕЛЬСОВ ИНДИКАТОРОМ МЕХАНИЧЕСКОГО НАПРЯЖЕНИЯ ИН-02
РЕЛЬСОВ ИНДИКАТОРОМ МЕХАНИЧЕСКОГО НАПРЯЖЕНИЯ ИН-02
Накопление механических напряжений металла на
локальных участках стальных рельсов в течение длительного времени приводит к
образованию трещин, которые являются основной причиной крупных аварий на железных
дорогах.
Для предотвращения зарождения трещины в металле
необходимо, чтобы уровень напряженного состояния стального
рельса не превышал предела текучести металла. В индикаторах механического
напряжения металла реализован относительный метод измерений, позволяющий
установить степень опасности напряженного состояния металла непосредственно по их показаниям, поэтому они успешно применяются при контроле стальных рельсов и других протяженных
объектов.
При контроле стальных рельсов магнитно-измерительный
блок индикатора ИН-02 устанавливается на металл через направляющее механическое
приспособление, ширину которого можно регулировать под размер рельса (рис.1).
Рис.1. Индикатор напряжения металла ИН-02 с
механическим приспособлением для сканирования напряженного состояния металла стальных рельсов
Напряженное состояние металла стальных рельсов отображается
на экране индикатора механического напряжения ИН-02 в виде графической развертки в реальном масштабе времени (рис.2), при этом оператор может осуществлять запись
измеренных сигналов на встроенный сменный носитель (карту памяти),
принудительно удерживать их на экране индикатора и т.д.
По окончании контроля записанные показания индикатора могут
быть скопированы на персональный компьютер или ноутбук для оформления
результатов контроля в полевых условиях (рис.3).
Рис.2. Информация на дисплее индикатора механического
напряжения металла ИН-02 при контроле напряженного состояния металла стального рельса
Рис.3. Копирование показаний индикатора на ноутбук и
оформление результатов контроля напряженного состояния металла стальных рельсов в полевых условиях
Рассмотрим несколько характерных особенностей распределения
напряжений металла стальных рельсов, выявленных индикатором механического напряжения
металла ИН-02.
Рис.4. Показания индикатора механического напряжения ИН-02 над местом пробуксовки
ведущих колес локомотива
(а)
(б)
Рис.5. Изменение показаний индикатора механического напряжения металла ИН-02 по мере приближения к стыку стальных рельсов (а) и при удалении от него (б)
В областях т.н. «прижогов»
металла, возникающих на поверхности стальных рельсов вследствие пробуксовки
ведущих колес перед началом движения локомотива, наблюдается относительно
небольшое, но резкое повышение уровня механических напряжений металла (рис. 4).
С течением времени концентрация напряжений в области «прижогов» стальных рельсов может вернуться практически к
первоначальному состоянию, что обусловлено действием двух основных факторов:
- при прохождении железнодорожного состава на участке
стального рельса происходит существенное перераспределение напряжений металла;
- при нагревании и остывании стальных рельсов из-за
постоянных суточных колебаний температуры окружающей среды происходит
релаксация концентраторов механического напряжения металла.
Наибольшие механические напряжения металла
локализованы, как правило, в области сварных и болтовых соединений (стыков)
стальных рельсов, превышая в 2-3 раза средний уровень напряжений металла (рис.5). При
этом распределение напряжений металла вблизи соединения имеет резко неравномерный
характер, который практически не меняется при воздействии на металл внешних
факторов.