Поиск:

ДИАГНОСТИРОВАНИЕ СТАЛЬНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ АВТОМАТИЗИРОВАННЫМ
СКАНЕРОМ-ДЕФЕКТОСКОПОМ «ВИХРЬ» В ПРОЦЕССЕ ПЕРЕИЗОЛЯЦИИ

 

Основной задачей диагностирования состояния стальных трубопроводов является прогнозирование остаточного ресурса (срока службы) каждой его трубы, которое производится по результатам оценки линейных параметров наиболее опасных дефектов сплошности металла  на основе официально утвержденных расчетно-экспериментальных методик.

К наиболее опасным дефектам сплошности металла относятся стресс-коррозионные трещины, которые, как правило, развиваются на наружной поверхности стального трубопровода и поэтому плохо выявляются внутритрубными дефектоскопами.

Периодически, раз в 25-30 лет, производится переизоляция стального трубопровода, в процессе которой он извлекается из-под земли и освобождается от старой изоляции (рис.1). При этом на короткое время открывается доступ к наружной поверхности стального трубопровода и создаются идеальные условия для надежного выявления стресс-коррозионных трещин с помощью дефектоскопов наружного применения.

Рис.1. Переизоляция магистрального газопровода

 

В автоматизированном сканере-дефектоскопе (АСД) «Вихрь» реализован наиболее чувствительный метод контроля – вихретоковый, при этом, благодаря одновременному измерению 3 диагностических параметров с каждого вихретокового преобразователя (ВТП), информативность результатов контроля приближается к 100%.

АСД «Вихрь» работает в составе колонны трубоукладчиков при удалении старой изоляции и подготовке поверхности трубопровода к нанесению новой изоляции (рис.2).

Рис.2. АСД «Вихрь», замыкающий колонну трубоукладчиков

 

По мере сканирования трубопровода АСД «Вихрь» передает результаты контроля по беспроводному каналу связи на удаленный персональный компьютер (рис.3) с установленным программным обеспечением, осуществляющим автоматический анализ измеренных сигналов, классификацию и оценку линейных параметров и степени опасности выявленных дефектов сплошности металла.

Рис.3. Удаленный компьютер, осуществляющий анализ измеренных сигналов

 

На рис.4-6 представлены примеры дефектов сплошности металла, выявленных автоматизированным сканером-дефектоскопом «Вихрь» при контроле стальных трубопроводов.

 

Рис.4. Дефекты сплошности стресс-коррозионного типа, выявленные при контроле трубопровода автоматизированным сканером-дефектоскопом «Вихрь» и их изображение на экране ПК оператора

 

 

Рис.5. Группа дефектов сплошности стресс-коррозионного типа, выявленных при контроле трубопровода автоматизированным сканером-дефектоскопом «Вихрь» и их изображение на экране ПК оператора

 

 

Рис.6. Группа дефектов сплошности стресс-коррозионного типа, выявленных при контроле трубопровода автоматизированным сканером-дефектоскопом «Вихрь» и их изображения на экране ПК оператора

 

По результатам контроля формируется компьютерная база данных, на основе которой автоматически составляются дефектограммы и отчеты, оформленные в виде стандартных документов Word и Excel.

В настоящее время технические и программные решения, разработанные нашими специалистами совместно с АО «НПЦ «Молния» при создании автоматизированных сканеров-дефектоскопов «Вихрь», применяются для создания нового поколения многоканальных ручных сканеров-дефектоскопов, основной задачей которых будет выявление, классификация и определение линейных параметров наиболее опасных дефектов сплошности металла в реальном масштабе времени.